На протяжении всей истории развития человечества общество постоянно стремилось обеспечить свою безопасность. По мере развития цивилизации проблемы безопасности становились общественными, государственными. Сегодня мы уже говорим, что безопасность – это такое состояние, при котором жизни и жизненно важным интересам личности, общества и государства не угрожает опасность.

Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов.

85 лет назад, 4 октября 1932 г., Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу местная противовоздушная оборона (МПВО) выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и возгораний , предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Важность, жизненную необходимость проводимых МПВО мероприятий отлич­но понимал в ту пору и стар, и млад, и видный деятель культуры, и простой рабочий. Достаточно вспомнить, например, что во время блокады Ленинграда всемирно известный композитор Дмитрий Шостакович, будучи бойцом одного из формирований, зимой 1941-1942 годов не раз дежурил на крыше консерватории и сбрасывал оттуда зажигательные бомбы, которыми фашисты густо усеивали город.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объём работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. куб. м  завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Горького, Одессы, Днепропетровска, Сталинграда, Минска, десятков других городов.

Очень немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном сооружен силами МПВО. А те, кто бывал в Государственном академическом Большом театре или в театре им. Евг.Вахтангова, вряд ли имеют представление о том, что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами местной ПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино, протяженностью 4,5 км.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО СССР стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

25 ноября 1992 г. Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

Президент России 12 февраля 1998 г. подписал Закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В нем говорится, что руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

-подготовка населения в области гражданской обороны;

-оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

-предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

-проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

-санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

-восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

-срочное захоронение трупов в военное время;

-обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

-проходят подготовку в области гражданской обороны;

-принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

-оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

   Федеральный закон Российской Федерации № 68 «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты  граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения,  а также окружающей природной среды от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера.    

 Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – система мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), подготовке к защите и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 Граждане Российской Федерации имеют право:

-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

-в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

-быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

-обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

-участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

-на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

-на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

-на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;

-на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

            Граждане Российской Федерации обязаны:

-соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

-изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

-выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

-при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.