Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои осо­бенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бед­ствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении насе­ления в значительной мере снизить все виды потерь.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуаци­ях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катаст­роф, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи постра­давшим.

Что же представляют собой стихийные бедствия, каковы их особенности, каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях?

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ -это опасные природные явления или процессы геофизического, геологи­ческого, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких мас­штабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничто­жением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ - это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпи­центром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей ча­стью в 20-30 км от поверхности.

Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается це­лостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водо­провод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются челове­ческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По дан­ным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.

Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.

Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагически­ми.

Как следует поступать при землетрясении? Если первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбе­жать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 — 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распах­нув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатур­ки, стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платя­ной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опор­ных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться не­вредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.

Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от зда­ния, на свободную площадку

Смотрите, чтобы никто не пользовался лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это очень опасно.

Если первые толчки застали вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов — они могут упасть и придавить вас.

Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток.

Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам — они могут оказаться под током.

В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы.

Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

НАВОДНЕНИЕ –это временное затопление значительной части суши водой в результате дей­ствий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результа­те обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных наганных ветров, которые наблюдаются на морс­ких побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны — цуна­ми. Скорость их распространения достигает 400 — 800 км/час. Они с колос­сальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути.

Наводнение стало фактом.

Эвакуация — один из способов сохранения жизни людей. Для этого исполь­зуются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, маши­ны-амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину на­стила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся па суше

Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется по­близости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способ­ными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.

Может быть и такое: вода застала вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные разве­систые деревья.                    

К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голо­ву, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.

При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против те­чения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать чело­века из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безо­пасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от мол­ний во время грозы.

По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары — до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.

При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десят­ков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 — 20 км/час.

Если пожар возник. Что делать?

Захлестывание кромки пожара — самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого использу­ют пучки ветвей длиной 1 -2 м или небольшие деревья, преимущественно ли­ственных пород. Группа из 3-5 человек за 40 — 50 мин может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м.

В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно, лучше, когда это де­лается с помощью техники.

Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения уст­раивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространяться.

Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту, расположенному в лесу. Что предпринять? Глав­ное — эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и ста­риков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Не забудьте взять с собой доку­менты, деньги и крайне необходимые вещи.

Помните, огонь безжалостен.

СЕЛЕВЫЕ ПОТОКИ И ОПОЛЗНИ

Сель — это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина его возникновения — интенсивные и продолжительные ливни, быст­рое таяние снега или ледников.

В отличие от обычных потоков сель движется, как правило, отдельными вол­нами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количе­ство вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3-4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продол­жая наращивать свою энергию.

Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго — 1-3 часа. Время от начала возникновения в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20-30 мин.

Оползень — скользящее смещение земляных масс под действием собствен­ного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных скло­нах. Основная причина их возникновения — избыточное насыщение подзем­ными водами глинистых пород.

Можно ли предсказать начало оползня? Да, можно. Оползень никогда не явля­ется внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и берего­вых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые при­знаки и составить правильный прогноз. Движется оползень с максимальной ско­ростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана дос­тигает 30 м/с и более. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением.

Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магис­трали.

Бури — разновидность ураганов и штормов.

Сюда же, к ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смер­чи — восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы.

Надвигаются ураган, буря, смерч. Что предпринять?

Гидрометслужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предуп­реждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стек­ла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение — фонари, све­чи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и те­левизоры держать постоянно включенными: могут передаваться различные со­общения и распоряжения.

Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ране­ния стеклами и другими разлетающимися предметами. Если вы оказались на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выем­ке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Авария — это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных пред­приятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв — их обычно относят к разряду аварий.

Катастрофа — это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести по­следствий и наличии человеческих жертв.

В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их послед­ствия — разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудова­ния, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и ком­мунальных сетей.

Следствием аварий являются взрывы и пожары.

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человечес­ким жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются угле­водородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура,  продукция и по­луфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахар­ная пудра на сахарных заводах, древес­ная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ.

К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызы­вающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.

Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы при­носят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины — ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строи­тельных работ.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сель­ского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и орга­низовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность.

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в ва­гонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеня­ющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, проис­ходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие ава­рии довольно сложно.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисп­равность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подго­товка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональ­ная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управле­ние автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздей­ствием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и оши­бок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является след­ствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидыва­ние судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное располо­жение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопа­ющих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Авиационные аварии — это авиапроисшествия, не приведшие к человечес­ким жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени.

Катастрофа — это авария с человеческими жертвами. А происходит их дос­таточно много.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций са­молета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении эки­пажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречаю­щейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членами экипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближай­шем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвидации последствий аварий.

АВАРИИ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при раз­рушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представ­ляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопле­ния и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.